Нет наркотикам  
МЕНЮ
Главная
Наркомания
Алкоголизм
Табакокурение
Здоровье
Статистика
Об авторах
 
СТАТИСТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ.

Информированность подростков и молодежи о наркотических средствах - одна из предпосылок приобщения к их потреблению. Для измерения реальных масштабов приобщения использован показатель частоты потребления наркотиков подростками и молодежью. Этот показатель включает первую пробу, которая в итоге может оказаться единственной, но может иметь и продолжение; более частые "пробы", что создает предпосылки для активного потребления; регулярное потребление через относительно большие интервалы времени; регулярное потребление (через день или ежедневно), означающее сформировавшуюся сильную наркотическую зависимость.
По данным мониторинга, сегодня потребляют наркотики 13,1% детей, подростков и молодежи в возрасте 11-24 года. Это примерно 4 миллиона человек. В состав этой группы входят потребляющие наркотические средства с различной частотой - от 2-3 раз в месяц до ежедневного потребления


По-видимому, наркозависимыми правомерно считать тех 3,9% обследованных, кто прибегает к наркотикам ежедневно или 2-3 раза в неделю. Это одновременно суммарный показатель фактических и потенциальных больных наркоманией. Для более-менее точного определения их числа (с погрешностью ± 10%), можно использовать ряд эмпирических показателей.

По данным мониторинга, среди подростков и молодежи в возрасте 11-24 лет 803 тысячи человек лечились от наркомании (2,5% от общего числа обследованной категории). По собственным оценкам, вылечилась 321 тысяча человек. Считают, что не вылечились - 482 тысячи человек. К ним следует прибавить 418 тысяч человек ранее не лечившихся, но считающих, что они нуждаются в лечении (1,3% от общего числа обследованных). Следует также учесть 2 тысячи военнослужащих (преимущественно срочной службы), и 32 тысячи человек (0,1% от общей численности обследованных), находящихся в состоянии наркотической зависимости (потребляют наркотические средства ежедневно или через день), но не учтенных в предыдущих показателях. Сумма составляет 934 тысячи человек.

Опираясь на произведенные расчеты и используя данные Госкомстата России, можно определить примерную численность наркозависимых среди всего населения (по данным Госкомстата, доля больных наркоманией в возрасте до 25 лет составляет примерно 60% от общего числа больных наркоманией). Согласно экстраполяции, среди всего населения России сегодня примерно 1 миллион 557 тысяч наркозависимых. К этому показателю следует прибавить 102 тысячи наркозависимых, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В итоге получается 1 миллион 659 тысяч человек.
Естественно, ряд категорий наркозависимых не учтен в наших расчетах либо по причине отсутствия статистических сведений, либо из-за неохваченности мониторингом (это, например, больные, проходящие диспансерное лечение от наркозависимости или от иных болезней, употребляющие наркотические средства).
Основываясь на данных мониторинга, Госкомстата России, ведомственной статистики, а также учитывая возможную коррекцию в связи с наличием некоторого неучтенного контингента, можно сделать следующий вывод:
1) среди детей, подростков и молодежи в возрасте 11-24 лет сегодня насчитывается от 900 тысяч до 1 миллиона 100 тысяч наркозависимых.
2) этот показатель для всего населения России составляет от 1 миллиона 500 тысяч до 1 миллиона 800 тысяч человек.
Территориальные масштабы потребления подростками и молодежью наркотических средств велики. Эпидемией охвачена прежде всего европейская часть России, а также Север и Урал
Путём ретроспективной экстраполяции, на основании данных мониторинга выявлена динамика среднего возраста начала приобщения подростков и молодежи к потреблению психоактивных веществ за 10 прошедших лет. В результате получены следующие показатели среднего возраста начала приобщения к потреблению табачных изделий, алкогольных напитков, наркотиков.

 

ГОДЫ
СРЕДНИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ НАЧАЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРИОБЩЕНИЯ К ПОТРЕБЛЕНИЮ:
Табачных
изделий
Алкогольных
напитков
Наркотических
средств
1993
15,0
15,8
17,8
1994
14,1
15,8
17,8
1995
14,8
15,8
17,8
1996
14,8
15,5
17,6
1997
14,6
15,5
17,5
1998
13,8
14,8
16,6
1999
12,1
14,6
16,0
2000
11,7
13,6
15,6
2001
11,6
13,0
14,0
2002
11,6
13,0
14,0

Судя по данным таблицы за прошедшие 10 лет средний возраст начала массового приобщения подростков и молодежи к потреблению табачных изделий снизился на 3,5 года, алкогольных напитков - на 2,7 лет, наркотических средств — на 3,7 лет. Иными словами, с 1997 года в российском обществе статистически значимым становится новое "рыночное" поколение, ломающее привычные представления о нравственных традициях советского периода, идентифицирующее принципы демократии с индивидуализмом и свободой морали. Речь идет о становлении поколения западного типа, причем по показателям потребления психоактивных веществ - далеко не лучшего образца. Так, в России стали регистрировать наркоманов в возрасте 7, 8 и 9 лет. Все чаще имеют место случаи смерти учеников от передозировки наркотиков. Например, в 2002 году в Санкт-Петербурге 15-летний учащийся, сделав себе в туалете очередную инъекцию героина, умер прямо во время урока.
Наиболее велика доля приобщенных к наркотикам средств среди учащихся учреждений начального профессионального образования (ПТУ). Она в 5 раз выше, чем среди учащихся школ, и в 2,5 раза выше, чем среди студентов техникумов и вузов.
В Москве и Санкт-Петербурге милиция все чаще раскрывает преступные группы наркодельцов, торгующих смертельным зельем в учебных заведениях. Потребление наркотических средств связано с урбанизированностью среды. Среди подростков и молодежи доля потребляющих наркотические средства в мегаполисах в 2 раза выше, чем в сельской местности. Деревенская молодежь традиционно отдает предпочтение алкогольным напиткам, преимущественно крепким, в том числе и самогону.
В расчете на одного человека из числа приобщившихся к наркотикам в возрасте 11-24 лет расходуется в среднем 1550 рублей в месяц или 18 600 рублей в год. Этой суммы достаточно на приобретение примерно 120-125 розничных доз наркотических средств при средней стоимости одной дозы в 150 рублей.
Данные мониторинга позволяют рассчитать приблизительный объем наркотиков, потребляемых за год (без учета пробы), а также величину расходуемых на них средств. В 2002 году россияне употребили примерно 695 миллионов розничных доз наркотических средств на общую сумму 130 миллиардов 290 миллионов рублей, или 4 миллиарда 136 миллионов долларов США.
Ежемесячные расходы составляют в среднем: у потребляющих 2-3 раза в месяц - 700 рублей; у потребляющих не реже 2-3 раза в неделю - 3700 рублей.
Расходы молодежи на наркотики велики в европейской части России, на Севере, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
По официальному критерию, принятому Главным управлением по борьбе с контрабандой Таможенной службы России, себестоимость одной розничной дозы наркотика составляет в среднем 30 рублей7. Согласно данным мониторинга, в розницу такая доза продается в среднем за 150 рублей, в результате чего средняя потенциальная прибыль наркоторговцев розничной сети составляет не менее 500%. Поэтому, даже при больших потерях наркомафии вследствие задержаний и изъятий крупных партий наркотиков правоохранительными органами РФ, рентабельность российского наркорынка высока. Подростки и молодежь потребляют прежде всего препараты конопли.

 

Среди начинавших потребление с препаратов опийной группы каждый четвертый перешел к препаратам конопли, некоторые - к психостимуляторам.
Среди начинавших потребление с галлюциногенов шестая часть перешла к препаратам опийной группы и лекарственным препаратам.
Среди начинавших потребление со психостимуляторов 50% перешли к препаратам каннабиса и каждый десятый - лекарственным препаратам.
Среди начинавших потребление с ингалянтов половина перешла к препаратам конопли, пятая часть - лекарственным препаратам, каждый десятый - к препаратам опийной группы.
Среди начинавших с потребления лекарственных препаратов шестая часть перешла к препаратам опийной группы.
Наиболее устойчивым является потребление препаратов каннабиса и опийной группы. По признанию опрошенных главные мотивы предпочтения того или иного наркотического средства следующие: за компанию, легче достать, менее вредно для организма, дешевле, дает больше удовольствия.

СТАТИСТИКА ПОТРЕБЛЕНИЕ ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ.


Курят среди не потребляющих наркотические средства - 37%, среди пробовавших - 73%, потребляющих 2-5 раза в месяц - 88%, потребля¬ющих не резке 2-3 раза в неделю - 93%.
Выявленная тенденция позволяет констатировать наличие тесной связи между курением и тем, что среди потребляющих наркотики боль¬шинство привержены препаратам конопли. А также сделать вывод, что приобщение детей и подростков к потреблению табачных изделий таит в себе потенциальную опасность перейти в будущем к препаратам конопли.
В то же время, в последние годы в России наблюдается интенсивное приобщение подростков и молодежи, особенно девушек, к курению. Всего среди этой категории курят 49,5%, то есть почти 16 миллионов человек.
Само по себе курение формально не относится к сфере девиации, так как закон в России курить молодежи в принципе не запрещает. Более того, производители табака даже поощряют эту пагубную привычку, проводя различные конкурсы, шоу среди молодежи с разыгрывани¬ем в качестве призов красиво упакованное курево. Так, в Омске симпатичные девушки из местного филиала "Philip Morris" предлагали подросткам попробовать и оценить качество и аромат сигарет "Честерфидд"1. Между тем курение таит в себе серьезные проблемы:
1) пагубно сказывается на здоровье молодого поколения, ведет к раку легких, дыхательных путей, других внутренних органов, сердечно-сосудистым и иным серьезным заболеваниям;
2) может отрицательно сказаться на будущем потомстве, особенно если курит девушка;
3) значительно усиливает риск приобщения к потреблению таких видов наркотиков, как гашиш, марихуана, конопля.
Больше всего заядлых молодых курильщиков в бедных семьях, где, соответственно, ниже общая культура здоровья.
Курят среди юношей 58,3%, среди девушек - 40,5%. Даже среди 11-летних курят 15%. В 15 лет курит уже каждый второй (см. рис. 1).
Курят среди работающей молодежи 66%, среди учащейся - 43%, причем больше всего курильщиков в ПТУ - 77%. Велика также доля курящих среди учащихся техникумов - 58%. Аналогичный показатель среди студентов вузов составляет 51%, среди учащихся 5-11-х классов общеобразовательных школ - 32%.
Пристрастие к курению является одной из возможных предпосылок к потреблению наркотических средств, в связи с чем оправдан подроб¬ный анализ потребления табачных изделий учащимися различных об¬разовательных учреждений.

Школа. Доля курящих резко возрастает в 8-м классе (см. рис. 2), но немало "смолящих" сигареты и среди младших школьников.
ПТУ. Доля курящих велика на всех курсах: на 1-м - 78,1%, на 2-м - 74,4%, на 3-м - 75,8%.
Техникум. Курят на 1-м - 59,8%, на 2-м - 61,1%, на 3-м - 58,1%, на 4-м курсе-49,3%.
Вуз. Курят на 1 -м - 45,7%, на 2-м - 60,1 %, на 3-м - 53,2%, на 4-м-46,3%, на 5-м курсе - 49,1%. Не лучшим образом обстоят дела даже у тех студентов вузов, для кого охрана здоровья - профессиональный долг. Так, в про¬грамме, разработанной Министерством здравоохранения, был пункт: "В учебные программы подготовки студентов медицинских вузов вклю¬чить курс о борьбе с курением", однако исследования НИИ кардиоло¬гии установили, что среди студентов медицинских вузов гораздо больше курильщиков, чем среди студентов Технических вузов.
Наибольшим спросом среди учащихся пользуются дешевые сигареты (в ценовом диапазоне до 12-15 рублей), в том числе среди сигарет российских марок - "Ява", "Союз-Аполлон", "Петр Г1, "Прима", "Балканская звезда", "Доиской табак", "Золотое кольцо", "LD" и т.д., среди сигарет иностранных марок - "LM", "Бонд", "Мальборо", "Винстон", "Пэл Мэл" и некоторые другие.
Каждый из курящих выкуривает в день в среднем 12 сигарет, тратя на приобретение табачных изделий в среднем 70,3 рублей еженедельно.
По объему потребления сигарет девушки отстают от юношей не на много: юноши выкуривают в день в среднем 13, девушки - 9 сигарет, то есть 40% общего объема потребляемого подростками и молодежью сигарет.
Интенсивность курения довольно велика даже у детей 11-12 лет - не менее 8-9 сигарет в день.
Средний возраст начала курения - 13 лет. За этим показателем скры¬вается довольно большой разброс, обозначаемый величиной отклонения от среднего значения 3 года. Доля начинающих курить уже в 10-летнем возрасте относительно велика - 8,7%. В 13 лет ку¬рят уже 50% обследованной возрастной группы (11-24 лет), а в 17 лет- 90%.
Годовой объем на одного курящего составляет 4380 штук, или 219 пачек сигарет. На всю совокупность курящих подростков и молодежи в год приходится 3 миллиарда 481,9 миллионов пачек сига¬рет. Таким образом, среднегодовая общая сумма, расходуемая ими на покупку сигарет, составляет 58 миллиардов 321,5 миллионов рублей, или 1 миллиард 851,5 миллионов долларов США. Это серьез¬ные деньги, и молодежь (включая детей и подростков) - серьезный покупатель, которого табачные компании весьма ценят.

Красноречив и следующий факт: среди опрошенных курящих молодых людей 60,7% указали, что курят в основном сигареты иностранных марок, и лишь 39,9% - российских. Однако при этом большая часть российских фабрик с их торговой маркой также являются собственностью иностранного капитала. Например, производство популярной "Явы" контролирует англо-американская компания "British-American Tobacco", она же выпускает "Герцеговину-Флор", "Российские", "Вечерние", "Космос", "Золотое руно" и другие сорта сигарет; контрольный пакет акций производителя сигарет "Перт 1", "Князь", "Беломорканал", "Русский стиль", "Невские" и т.д. - у японской "Japan Tabacco inc"; американская компания "Philip Morris" выпускает сигареты "Оптима", "Союз-Аполлон", "Союз-Аполлон особые" и др.; не¬мецкая "Reemtsma AG" - сигареты с фильтром "Прима-люкс", "Прима серебряная", "Максим" и др.; британская "Gallaher Group Pic" - "Московские", "Арбат", "Камею", "Тройку", "Прима" (без фильтра), "Пегас", "Наша марка", "Столичные" и другие. В 2001 году англичане купили за 390,5 миллионов долларов московскую табачную фабрику "Дукат", производящую сигареты "LD" ("Дукат") и пла¬нирует еще больше расширять производство и поставки сигарет в России ввиду ежегодного падения на 10% спроса на сигареты в самой Великобритании.
Данная статистика отражает тенденцию к переориентации иност¬ранных табачных производителей, вытесняемых с западных рынков под давлением местных сторонников здорового образа жизни, на "всеядный" российский рынок. Укажем в этой связи, что в промышленно раз¬витых странах доля курящих мужчин, некогда составлявшая около 70%, сократилась сегодня почти в 2 раза - в среднем до 39%, в том числе в США - до 28%, а доля курящих женщин-американок, составлявшая в 1960-х годах 33%, уменьшилась до 18%. Рост прибыли от производства и продажи сигарет в самих США у крупнейшей американской табачной компании "Philip Morris" за период с 1990 по 2000 годы соста¬вил всего 16%, в то время как прибыль от реализации табачной продукции в развивающихся странах выросла за те же 10 лет на 256%. Остается добавить, что "Philip Morris" контролирует 1/5 российского рынка табачной продукции и инвестирует в расширение производства своих сигарет в России (и их рекламу) многие сотни миллионов долларов. Все вложения быстро окупаются, так как размер акцизов в России не поднимается выше 12% от стоимости одной пачки сигарет, тогда как в ряде стран Евросоюза он достигает 57%.
Проблем с покупкой сигарет (при наличии денег) несовершенно¬летние курильщики практически не испытывают, и курят почти повсеместно. Сигарета превратилась в неотъемлемый элемент российской молодежной субкультуры, став признаком "самостоятельности" и "взрослости".
Определенный "вклад" в продвижение продукции иностранных та¬бачных производителей на российский рынок вносят российские власти и некоторые СМИ. Так, в июле 2003 года под патронажем столичного правительства прошел уже третий сигарный фестиваль. Его гостей, в том числе молодых, угощали дорогим табаком и крепким виски (ведь хорошая сигара обязательно должна дополняться крепким напитком). Рекламная информация об этом фестивале появилась даже в правитель¬ственной "Российской газете".

СТАТИСТИКА ПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ.


За три последних года уровень заболеваемости алкоголизмом в России вырос на 43% и составил в 2002 году 221 тысячи человек. Еще более быстрыми темпами растет заболеваемость алкогольными психозами: с 1999 по 2002 год доля страдающих этим недугом возросла на 70%. В подростковой группе заболеваемость алкоголизмом в 2002 году по сравнению с 1999 годом увеличилась почти в 5 раз, а число алкогольных психозов - в 2,3 раза.
Алкогольные напитки (включая пиво) с той или иной частотой, в тех или иных дозах, потребляют 80,8% подростков и молодежи. Основная часть (две трети) пьют пиво, однако многие - вино и водку. Потребляют алкогольные напитки в мегаполисах - 73%,-в областных (краевых, республиканских) центрах - 81%, в районных центрах и городах районного подчинения - 83%, в сельских поселениях - 91% подростков и молодежи.

В потреблении алкогольных напитков девушки- не отстают от юношей. Массовое потребление пива начинается в среднем в 12 лет, вина в 15 лет, водки в 16 лет.
Доля распивающих с различной частотой спиртные напитки (в ос¬новном - пиво) резко возрастает в 13-14-летнем возрасте.
Среди работающей молодежи пьют - 93%, учащейся - 77%, безработных - 93%.
Частота потребления алкоголя рассматриваемой категорией весьма значительна .
Велика доля потребляющих алкогольные напитки активно - 18,3% (пьют "через день"), то есть почти 6 миллионов человек.
Объем потребления алкогольных напитков зависит от их крепости. Средняя разовая доза вина - 350 миллилитров, водки - 300 миллилитров, коньяка - 180 миллилитров, рома или виски - 220 миллилитров, самогона - 250 миллилитров.
Средний объем разового потребления пива - 2 бутылки, юноша¬ми - 2,4 бутылки (1200 миллилитров), девушками - 1,7 бутылки (850 мил¬лилитров). Даже в возрасте 11-12 лет дети за один "присест" выпивают по 3 бутылки пива на двоих. Главный детский нарколог Минздрава России А. Надеждин отмечает развитие пивного алкоголизма и в более ран¬нем возрасте. Так, одним из его пациентов был 6-летний мальчик, до¬пивавший пиво за взрослыми из оставленных ими бутылок и банок на станции метро "Кузьминки" в Москве.
Частота потребления подростками и молодежью алкогольных напитков (за 100% приняты потребляющие спиртные напитки) Средний возраст приобщения молодого поколения к потреблению алкогольных напитков - 14 лет.
В мегаполисах подростки и молодежь начинают пить раньше, чем в иных поселениях - в 13,7 лет. Этот показатель составляет в областных центрах - 14,2 лет, в районных городах - 14,4 лет, в поселках городского типа (ПГТ) - 14,1 лет, в селах - 14,4 лет.
Подростки и молодежь тратят на приобретение алкогольных напит¬ков ежемесячно в среднем 250 рублей (в расчете на одного потребляющего). В год это составляет в среднем 3000 рублей на одного потребляющего. С учетом того, что в целом потребляют алкогольные напитки 80,8% молодого поколения в возрасте 11-24 года, то есть примерно 26 миллионов человек, величина ежегодного расходования ими средств на покупку спиртного составляет приблизительно 78 мил¬лиардов рублей, или 2 миллиарда 476 миллионов долларов США.
Пиво пьют 66,2%, или 21,3 миллионов подростков и молодежи. Разовая средняя "доза" - 1050 миллилитров. Средняя частота потребления - раз в 10-11 дней. Общегодовой объем потребления - 776,5 мил¬лионов литров.
Вино пьют 26,3%, или 8,5 миллионов подростков и молодежи. Разовая средняя "доза" - 350 миллилитров. Средняя частота потребления - раз в 12-13 дней. Общегодовой объем потребления - 86,2 мил¬лионов литров.
Водку пьют 24,8%, или примерно 8 миллионов подростков и мо¬лодежи. Разовая средняя "доза" - 300 миллилитров. Средняя частота потребления - раз в 8-9 дней. Общегодовой объем потребления - 102,8 миллионов литров.
Коньяк пьют 5,2%, или 1,7 миллиона молодых россиян. Разовая средняя "доза" - 180 миллилитров. Средняя частота потребления - раз в 9 дней. Общегодовой объем потребления - 12,3 миллионов литров.
Другие крепкие напитки (ром, виски, джин, ликер) пьют 5,6%, то есть 1,8 миллиона юношей и девушек. Средняя разовая "доза" потреб-ления-220 миллилитров. Средняя частота потребления -раз в 10 дней. Общегодовой объем потребления - 13,9 миллионов литров.
Самогон, разбавленный спирт пьют 9%, или 2,9 миллиона человек рассматриваемой возрастной группы. Средняя разовая доза потребления - 250 миллилитров. Средняя частота потребления - раз в 7 дней. Общегодовой объем потребления - 36,7 миллионов литров.
Если суммировать только литры, без учета крепости, то получится, что дети, подростки и молодежь в возрасте 11-24 лет в среднем за год потребляют 1 миллиард 28,3 миллионов литров спиртных напитков различной крепости (от пива до самогона и спирта).
Разовые дозы потребления спиртных напитков велики среди уча¬щихся различных образовательных учреждений, среди юношей, девушек, среди представителей всех возрастных групп (см. табл. 1, а также табл. 2 и 3).
Назойливая рекламная компания пива по телевидению и радио ("Пей пиво по утрам, пей пиво натощак" и прочие шлягеры и клипы) достигла своего – сейчас каждый третий подросток в возрасте 12 лет «балуется» пивом, а среди 13- летних – двое из каждых троих, в том числе девочки.


Назад
Copyright © Школа №3
Хостинг от uCoz