Информированность подростков и
молодежи о наркотических средствах - одна из предпосылок приобщения
к их потреблению. Для измерения реальных масштабов приобщения использован
показатель частоты потребления наркотиков подростками и молодежью.
Этот показатель включает первую пробу, которая в итоге может оказаться
единственной, но может иметь и продолжение; более частые "пробы",
что создает предпосылки для активного потребления; регулярное потребление
через относительно большие интервалы времени; регулярное потребление
(через день или ежедневно), означающее сформировавшуюся сильную
наркотическую зависимость.
По данным мониторинга, сегодня потребляют наркотики 13,1% детей,
подростков и молодежи в возрасте 11-24 года. Это примерно 4 миллиона
человек. В состав этой группы входят потребляющие наркотические
средства с различной частотой - от 2-3 раз в месяц до ежедневного
потребления
По-видимому,
наркозависимыми правомерно считать тех 3,9% обследованных, кто прибегает
к наркотикам ежедневно или 2-3 раза в неделю. Это одновременно суммарный
показатель фактических и потенциальных больных наркоманией. Для
более-менее точного определения их числа (с погрешностью ± 10%),
можно использовать ряд эмпирических показателей.
По данным мониторинга, среди подростков и молодежи
в возрасте 11-24 лет 803 тысячи человек лечились от наркомании (2,5%
от общего числа обследованной категории). По собственным оценкам,
вылечилась 321 тысяча человек. Считают, что не вылечились - 482
тысячи человек. К ним следует прибавить 418 тысяч человек ранее
не лечившихся, но считающих, что они нуждаются в лечении (1,3% от
общего числа обследованных). Следует также учесть 2 тысячи военнослужащих
(преимущественно срочной службы), и 32 тысячи человек (0,1% от общей
численности обследованных), находящихся в состоянии наркотической
зависимости (потребляют наркотические средства ежедневно или через
день), но не учтенных в предыдущих показателях. Сумма составляет
934 тысячи человек.
Опираясь на произведенные расчеты и используя данные
Госкомстата России, можно определить примерную численность наркозависимых
среди всего населения (по данным Госкомстата, доля больных наркоманией
в возрасте до 25 лет составляет примерно 60% от общего числа больных
наркоманией). Согласно экстраполяции, среди всего населения России
сегодня примерно 1 миллион 557 тысяч наркозависимых. К этому показателю
следует прибавить 102 тысячи наркозависимых, находящихся в учреждениях
уголовно-исполнительной системы. В итоге получается 1 миллион 659
тысяч человек.
Естественно, ряд категорий наркозависимых не учтен в наших расчетах
либо по причине отсутствия статистических сведений, либо из-за неохваченности
мониторингом (это, например, больные, проходящие диспансерное лечение
от наркозависимости или от иных болезней, употребляющие наркотические
средства).
Основываясь на данных мониторинга, Госкомстата России, ведомственной
статистики, а также учитывая возможную коррекцию в связи с наличием
некоторого неучтенного контингента, можно сделать следующий вывод:
1) среди детей, подростков и молодежи в возрасте 11-24 лет сегодня
насчитывается от 900 тысяч до 1 миллиона 100 тысяч наркозависимых.
2) этот показатель для всего населения России составляет от 1 миллиона
500 тысяч до 1 миллиона 800 тысяч человек.
Территориальные масштабы потребления подростками и молодежью наркотических
средств велики. Эпидемией охвачена прежде всего европейская часть
России, а также Север и Урал
Путём ретроспективной экстраполяции, на основании данных мониторинга
выявлена динамика среднего возраста начала приобщения подростков
и молодежи к потреблению психоактивных веществ за 10 прошедших лет.
В результате получены следующие показатели среднего возраста начала
приобщения к потреблению табачных изделий, алкогольных напитков,
наркотиков.
ГОДЫ
|
СРЕДНИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ НАЧАЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
ПРИОБЩЕНИЯ К ПОТРЕБЛЕНИЮ:
|
Табачных
изделий
|
Алкогольных
напитков
|
Наркотических
средств |
1993 |
15,0 |
15,8 |
17,8 |
1994 |
14,1 |
15,8 |
17,8 |
1995 |
14,8 |
15,8 |
17,8 |
1996 |
14,8 |
15,5 |
17,6 |
1997 |
14,6 |
15,5 |
17,5 |
1998 |
13,8 |
14,8 |
16,6 |
1999 |
12,1 |
14,6 |
16,0 |
2000 |
11,7 |
13,6 |
15,6 |
2001 |
11,6 |
13,0 |
14,0 |
2002 |
11,6 |
13,0 |
14,0 |
Судя по данным таблицы за прошедшие 10 лет средний
возраст начала массового приобщения подростков и молодежи к потреблению
табачных изделий снизился на 3,5 года, алкогольных напитков - на
2,7 лет, наркотических средств — на 3,7 лет. Иными словами, с 1997
года в российском обществе статистически значимым становится новое
"рыночное" поколение, ломающее привычные представления
о нравственных традициях советского периода, идентифицирующее принципы
демократии с индивидуализмом и свободой морали. Речь идет о становлении
поколения западного типа, причем по показателям потребления психоактивных
веществ - далеко не лучшего образца. Так, в России стали регистрировать
наркоманов в возрасте 7, 8 и 9 лет. Все чаще имеют место случаи
смерти учеников от передозировки наркотиков. Например, в 2002 году
в Санкт-Петербурге 15-летний учащийся, сделав себе в туалете очередную
инъекцию героина, умер прямо во время урока.
Наиболее велика доля приобщенных к наркотикам средств среди учащихся
учреждений начального профессионального образования (ПТУ). Она в
5 раз выше, чем среди учащихся школ, и в 2,5 раза выше, чем среди
студентов техникумов и вузов.
В Москве и Санкт-Петербурге милиция все чаще раскрывает преступные
группы наркодельцов, торгующих смертельным зельем в учебных заведениях.
Потребление наркотических средств связано с урбанизированностью
среды. Среди подростков и молодежи доля потребляющих наркотические
средства в мегаполисах в 2 раза выше, чем в сельской местности.
Деревенская молодежь традиционно отдает предпочтение алкогольным
напиткам, преимущественно крепким, в том числе и самогону.
В расчете на одного человека из числа приобщившихся к наркотикам
в возрасте 11-24 лет расходуется в среднем 1550 рублей в месяц или
18 600 рублей в год. Этой суммы достаточно на приобретение примерно
120-125 розничных доз наркотических средств при средней стоимости
одной дозы в 150 рублей.
Данные мониторинга позволяют рассчитать приблизительный объем наркотиков,
потребляемых за год (без учета пробы), а также величину расходуемых
на них средств. В 2002 году россияне употребили примерно 695 миллионов
розничных доз наркотических средств на общую сумму 130 миллиардов
290 миллионов рублей, или 4 миллиарда 136 миллионов долларов США.
Ежемесячные расходы составляют в среднем: у потребляющих 2-3 раза
в месяц - 700 рублей; у потребляющих не реже 2-3 раза в неделю -
3700 рублей.
Расходы молодежи на наркотики велики в европейской части России,
на Севере, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
По официальному критерию, принятому Главным управлением по борьбе
с контрабандой Таможенной службы России, себестоимость одной розничной
дозы наркотика составляет в среднем 30 рублей7. Согласно данным
мониторинга, в розницу такая доза продается в среднем за 150 рублей,
в результате чего средняя потенциальная прибыль наркоторговцев розничной
сети составляет не менее 500%. Поэтому, даже при больших потерях
наркомафии вследствие задержаний и изъятий крупных партий наркотиков
правоохранительными органами РФ, рентабельность российского наркорынка
высока. Подростки и молодежь потребляют прежде всего препараты конопли.
Среди
начинавших потребление с препаратов опийной группы каждый четвертый
перешел к препаратам конопли, некоторые - к психостимуляторам.
Среди начинавших потребление с галлюциногенов шестая часть перешла
к препаратам опийной группы и лекарственным препаратам.
Среди начинавших потребление со психостимуляторов 50% перешли к
препаратам каннабиса и каждый десятый - лекарственным препаратам.
Среди начинавших потребление с ингалянтов половина перешла к препаратам
конопли, пятая часть - лекарственным препаратам, каждый десятый
- к препаратам опийной группы.
Среди начинавших с потребления лекарственных препаратов шестая часть
перешла к препаратам опийной группы.
Наиболее устойчивым является потребление препаратов каннабиса и
опийной группы. По признанию опрошенных главные мотивы предпочтения
того или иного наркотического средства следующие: за компанию, легче
достать, менее вредно для организма, дешевле, дает больше удовольствия.
СТАТИСТИКА
ПОТРЕБЛЕНИЕ ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ.
Курят среди не потребляющих наркотические средства - 37%, среди
пробовавших - 73%, потребляющих 2-5 раза в месяц - 88%, потребля¬ющих
не резке 2-3 раза в неделю - 93%.
Выявленная тенденция позволяет констатировать наличие тесной связи
между курением и тем, что среди потребляющих наркотики боль¬шинство
привержены препаратам конопли. А также сделать вывод, что приобщение
детей и подростков к потреблению табачных изделий таит в себе потенциальную
опасность перейти в будущем к препаратам конопли.
В то же время, в последние годы в России наблюдается интенсивное
приобщение подростков и молодежи, особенно девушек, к курению. Всего
среди этой категории курят 49,5%, то есть почти 16 миллионов человек.
Само по себе курение формально не относится к сфере девиации, так
как закон в России курить молодежи в принципе не запрещает. Более
того, производители табака даже поощряют эту пагубную привычку,
проводя различные конкурсы, шоу среди молодежи с разыгрывани¬ем
в качестве призов красиво упакованное курево. Так, в Омске симпатичные
девушки из местного филиала "Philip Morris" предлагали
подросткам попробовать и оценить качество и аромат сигарет "Честерфидд"1.
Между тем курение таит в себе серьезные проблемы:
1) пагубно сказывается на здоровье молодого поколения, ведет к раку
легких, дыхательных путей, других внутренних органов, сердечно-сосудистым
и иным серьезным заболеваниям;
2) может отрицательно сказаться на будущем потомстве, особенно если
курит девушка;
3) значительно усиливает риск приобщения к потреблению таких видов
наркотиков, как гашиш, марихуана, конопля.
Больше всего заядлых молодых курильщиков в бедных семьях, где, соответственно,
ниже общая культура здоровья.
Курят среди юношей 58,3%, среди девушек - 40,5%. Даже среди 11-летних
курят 15%. В 15 лет курит уже каждый второй (см. рис. 1).
Курят среди работающей молодежи 66%, среди учащейся - 43%, причем
больше всего курильщиков в ПТУ - 77%. Велика также доля курящих
среди учащихся техникумов - 58%. Аналогичный показатель среди студентов
вузов составляет 51%, среди учащихся 5-11-х классов общеобразовательных
школ - 32%.
Пристрастие к курению является одной из возможных предпосылок к
потреблению наркотических средств, в связи с чем оправдан подроб¬ный
анализ потребления табачных изделий учащимися различных об¬разовательных
учреждений.
Школа.
Доля курящих резко возрастает в 8-м классе (см. рис. 2), но немало
"смолящих" сигареты и среди младших школьников.
ПТУ. Доля курящих велика на всех курсах: на 1-м - 78,1%, на 2-м
- 74,4%, на 3-м - 75,8%.
Техникум. Курят на 1-м - 59,8%, на 2-м - 61,1%, на 3-м - 58,1%,
на 4-м курсе-49,3%.
Вуз. Курят на 1 -м - 45,7%, на 2-м - 60,1 %, на 3-м - 53,2%, на
4-м-46,3%, на 5-м курсе - 49,1%. Не лучшим образом обстоят дела
даже у тех студентов вузов, для кого охрана здоровья - профессиональный
долг. Так, в про¬грамме, разработанной Министерством здравоохранения,
был пункт: "В учебные программы подготовки студентов медицинских
вузов вклю¬чить курс о борьбе с курением", однако исследования
НИИ кардиоло¬гии установили, что среди студентов медицинских вузов
гораздо больше курильщиков, чем среди студентов Технических вузов.
Наибольшим спросом среди учащихся пользуются дешевые сигареты (в
ценовом диапазоне до 12-15 рублей), в том числе среди сигарет российских
марок - "Ява", "Союз-Аполлон", "Петр Г1,
"Прима", "Балканская звезда", "Доиской
табак", "Золотое кольцо", "LD" и т.д.,
среди сигарет иностранных марок - "LM", "Бонд",
"Мальборо", "Винстон", "Пэл Мэл" и
некоторые другие.
Каждый из курящих выкуривает в день в среднем 12 сигарет, тратя
на приобретение табачных изделий в среднем 70,3 рублей еженедельно.
По объему потребления сигарет девушки отстают от юношей не на много:
юноши выкуривают в день в среднем 13, девушки - 9 сигарет, то есть
40% общего объема потребляемого подростками и молодежью сигарет.
Интенсивность курения довольно велика даже у детей 11-12 лет - не
менее 8-9 сигарет в день.
Средний возраст начала курения - 13 лет. За этим показателем скры¬вается
довольно большой разброс, обозначаемый величиной отклонения от среднего
значения 3 года. Доля начинающих курить уже в 10-летнем возрасте
относительно велика - 8,7%. В 13 лет ку¬рят уже 50% обследованной
возрастной группы (11-24 лет), а в 17 лет- 90%.
Годовой объем на одного курящего составляет 4380 штук, или 219 пачек
сигарет. На всю совокупность курящих подростков и молодежи в год
приходится 3 миллиарда 481,9 миллионов пачек сига¬рет. Таким образом,
среднегодовая общая сумма, расходуемая ими на покупку сигарет, составляет
58 миллиардов 321,5 миллионов рублей, или 1 миллиард 851,5 миллионов
долларов США. Это серьез¬ные деньги, и молодежь (включая детей и
подростков) - серьезный покупатель, которого табачные компании весьма
ценят.
Красноречив
и следующий факт: среди опрошенных курящих молодых людей 60,7% указали,
что курят в основном сигареты иностранных марок, и лишь 39,9% -
российских. Однако при этом большая часть российских фабрик с их
торговой маркой также являются собственностью иностранного капитала.
Например, производство популярной "Явы" контролирует англо-американская
компания "British-American Tobacco", она же выпускает
"Герцеговину-Флор", "Российские", "Вечерние",
"Космос", "Золотое руно" и другие сорта сигарет;
контрольный пакет акций производителя сигарет "Перт 1",
"Князь", "Беломорканал", "Русский стиль",
"Невские" и т.д. - у японской "Japan Tabacco inc";
американская компания "Philip Morris" выпускает сигареты
"Оптима", "Союз-Аполлон", "Союз-Аполлон
особые" и др.; не¬мецкая "Reemtsma AG" - сигареты
с фильтром "Прима-люкс", "Прима серебряная",
"Максим" и др.; британская "Gallaher Group Pic"
- "Московские", "Арбат", "Камею",
"Тройку", "Прима" (без фильтра), "Пегас",
"Наша марка", "Столичные" и другие. В 2001 году
англичане купили за 390,5 миллионов долларов московскую табачную
фабрику "Дукат", производящую сигареты "LD"
("Дукат") и пла¬нирует еще больше расширять производство
и поставки сигарет в России ввиду ежегодного падения на 10% спроса
на сигареты в самой Великобритании.
Данная статистика отражает тенденцию к переориентации иност¬ранных
табачных производителей, вытесняемых с западных рынков под давлением
местных сторонников здорового образа жизни, на "всеядный"
российский рынок. Укажем в этой связи, что в промышленно раз¬витых
странах доля курящих мужчин, некогда составлявшая около 70%, сократилась
сегодня почти в 2 раза - в среднем до 39%, в том числе в США - до
28%, а доля курящих женщин-американок, составлявшая в 1960-х годах
33%, уменьшилась до 18%. Рост прибыли от производства и продажи
сигарет в самих США у крупнейшей американской табачной компании
"Philip Morris" за период с 1990 по 2000 годы соста¬вил
всего 16%, в то время как прибыль от реализации табачной продукции
в развивающихся странах выросла за те же 10 лет на 256%. Остается
добавить, что "Philip Morris" контролирует 1/5 российского
рынка табачной продукции и инвестирует в расширение производства
своих сигарет в России (и их рекламу) многие сотни миллионов долларов.
Все вложения быстро окупаются, так как размер акцизов в России не
поднимается выше 12% от стоимости одной пачки сигарет, тогда как
в ряде стран Евросоюза он достигает 57%.
Проблем с покупкой сигарет (при наличии денег) несовершенно¬летние
курильщики практически не испытывают, и курят почти повсеместно.
Сигарета превратилась в неотъемлемый элемент российской молодежной
субкультуры, став признаком "самостоятельности" и "взрослости".
Определенный "вклад" в продвижение продукции иностранных
та¬бачных производителей на российский рынок вносят российские власти
и некоторые СМИ. Так, в июле 2003 года под патронажем столичного
правительства прошел уже третий сигарный фестиваль. Его гостей,
в том числе молодых, угощали дорогим табаком и крепким виски (ведь
хорошая сигара обязательно должна дополняться крепким напитком).
Рекламная информация об этом фестивале появилась даже в правитель¬ственной
"Российской газете".
СТАТИСТИКА
ПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ.
За три последних года уровень заболеваемости алкоголизмом в России
вырос на 43% и составил в 2002 году 221 тысячи человек. Еще более
быстрыми темпами растет заболеваемость алкогольными психозами: с
1999 по 2002 год доля страдающих этим недугом возросла на 70%. В
подростковой группе заболеваемость алкоголизмом в 2002 году по сравнению
с 1999 годом увеличилась почти в 5 раз, а число алкогольных психозов
- в 2,3 раза.
Алкогольные напитки (включая пиво) с той или иной частотой, в тех
или иных дозах, потребляют 80,8% подростков и молодежи. Основная
часть (две трети) пьют пиво, однако многие - вино и водку. Потребляют
алкогольные напитки в мегаполисах - 73%,-в областных (краевых, республиканских)
центрах - 81%, в районных центрах и городах районного подчинения
- 83%, в сельских поселениях - 91% подростков и молодежи.
В
потреблении алкогольных напитков девушки- не отстают от юношей.
Массовое потребление пива начинается в среднем в 12 лет, вина в
15 лет, водки в 16 лет.
Доля распивающих с различной частотой спиртные напитки (в ос¬новном
- пиво) резко возрастает в 13-14-летнем возрасте.
Среди работающей молодежи пьют - 93%, учащейся - 77%, безработных
- 93%.
Частота потребления алкоголя рассматриваемой категорией весьма значительна
.
Велика доля потребляющих алкогольные напитки активно - 18,3% (пьют
"через день"), то есть почти 6 миллионов человек.
Объем потребления алкогольных напитков зависит от их крепости. Средняя
разовая доза вина - 350 миллилитров, водки - 300 миллилитров, коньяка
- 180 миллилитров, рома или виски - 220 миллилитров, самогона -
250 миллилитров.
Средний объем разового потребления пива - 2 бутылки, юноша¬ми -
2,4 бутылки (1200 миллилитров), девушками - 1,7 бутылки (850 мил¬лилитров).
Даже в возрасте 11-12 лет дети за один "присест" выпивают
по 3 бутылки пива на двоих. Главный детский нарколог Минздрава России
А. Надеждин отмечает развитие пивного алкоголизма и в более ран¬нем
возрасте. Так, одним из его пациентов был 6-летний мальчик, до¬пивавший
пиво за взрослыми из оставленных ими бутылок и банок на станции
метро "Кузьминки" в Москве.
Частота
потребления подростками и молодежью алкогольных напитков (за 100%
приняты потребляющие спиртные напитки) Средний возраст приобщения
молодого поколения к потреблению алкогольных напитков - 14 лет.
В мегаполисах подростки и молодежь начинают пить раньше, чем в иных
поселениях - в 13,7 лет. Этот показатель составляет в областных
центрах - 14,2 лет, в районных городах - 14,4 лет, в поселках городского
типа (ПГТ) - 14,1 лет, в селах - 14,4 лет.
Подростки и молодежь тратят на приобретение алкогольных напит¬ков
ежемесячно в среднем 250 рублей (в расчете на одного потребляющего).
В год это составляет в среднем 3000 рублей на одного потребляющего.
С учетом того, что в целом потребляют алкогольные напитки 80,8%
молодого поколения в возрасте 11-24 года, то есть примерно 26 миллионов
человек, величина ежегодного расходования ими средств на покупку
спиртного составляет приблизительно 78 мил¬лиардов рублей, или 2
миллиарда 476 миллионов долларов США.
Пиво пьют 66,2%, или 21,3 миллионов подростков и молодежи. Разовая
средняя "доза" - 1050 миллилитров. Средняя частота потребления
- раз в 10-11 дней. Общегодовой объем потребления - 776,5 мил¬лионов
литров.
Вино пьют 26,3%, или 8,5 миллионов подростков и молодежи. Разовая
средняя "доза" - 350 миллилитров. Средняя частота потребления
- раз в 12-13 дней. Общегодовой объем потребления - 86,2 мил¬лионов
литров.
Водку пьют 24,8%, или примерно 8 миллионов подростков и мо¬лодежи.
Разовая средняя "доза" - 300 миллилитров. Средняя частота
потребления - раз в 8-9 дней. Общегодовой объем потребления - 102,8
миллионов литров.
Коньяк пьют 5,2%, или 1,7 миллиона молодых россиян. Разовая средняя
"доза" - 180 миллилитров. Средняя частота потребления
- раз в 9 дней. Общегодовой объем потребления - 12,3 миллионов литров.
Другие крепкие напитки (ром, виски, джин, ликер) пьют 5,6%, то есть
1,8 миллиона юношей и девушек. Средняя разовая "доза"
потреб-ления-220 миллилитров. Средняя частота потребления -раз в
10 дней. Общегодовой объем потребления - 13,9 миллионов литров.
Самогон, разбавленный спирт пьют 9%, или 2,9 миллиона человек рассматриваемой
возрастной группы. Средняя разовая доза потребления - 250 миллилитров.
Средняя частота потребления - раз в 7 дней. Общегодовой объем потребления
- 36,7 миллионов литров.
Если суммировать только литры, без учета крепости, то получится,
что дети, подростки и молодежь в возрасте 11-24 лет в среднем за
год потребляют 1 миллиард 28,3 миллионов литров спиртных напитков
различной крепости (от пива до самогона и спирта).
Разовые дозы потребления спиртных напитков велики среди уча¬щихся
различных образовательных учреждений, среди юношей, девушек, среди
представителей всех возрастных групп (см. табл. 1, а также табл.
2 и 3).
Назойливая рекламная компания пива по телевидению и радио ("Пей
пиво по утрам, пей пиво натощак" и прочие шлягеры и клипы)
достигла своего – сейчас каждый третий подросток в возрасте 12 лет
«балуется» пивом, а среди 13- летних – двое из каждых троих, в том
числе девочки.
|